Рецензия на собственную методическую разработку: Технологическая карта урока на тему: Древний Вавилон. — Педагогический альманах

Рецензия на собственную методическую разработку: Технологическая карта урока на тему: Древний Вавилон.

  • 21.10.2023
  • Мельников Сергей Николаевич
  • учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 26 им В.И. Кугаева г Брянск

Класс: 5-Д
Тема урока: Древний Вавилон
Учебник: А.А. Вигасин и др. «Всеобщая история. 5 класс «История Древнего мира»». М.: «Просвещение», 2016.
Дата проведения урока: 20.10.2023
Тип урока: Комбинированный
Техническое оснащение урока: доска, компьютер, телевизор, флеш-носитель.
План изучения нового материала.
1. Город Вавилон становится главным в Двуречье.
2. Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов.
3. Царские законы.
Цели и задачи урока:
Цель урока: создать условия для формирования представлений обучающихся об организации общества и хозяйства Междуречья периода правления царя Хаммурапи через изучение его законов, первых законов в истории Древнего мира, и подведение к пониманию значения этих законов
Задачи урока:
1. Обучающие:
— сформировать у учащихся навык работы с историческим источником;
— познакомить учащихся с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи.
— объяснить значение термина «закон», «ростовщик», «раб-должник». познакомить учащихся с текстом законов Хаммурапи.
2. Развивающие:
— делать выводы на основе анализа, обобщения, аргументируя свои рассуждения;
— рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса;
— сформировать навык анализа текста;
— продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
— развивать умение, грамотно выражать свои мысли, вырабатывать навыки публичного общения
-развивать внимание, логическое мышление, познавательные способности.
3. Воспитательные:
— способствовать формированию уважения к праву, к правам других людей, через изучение исторически первого письменного источника права, дошедшего до нас;
— способствовать развитию общей компетенции учащихся через изучение цивилизации Междуречья.
— воспитывать гражданскую ответственность.
Структура занятия
Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода. Урок включает в себя следующие этапы:
1) Проверка знаний по теме «Двуречье»
2) Постановка учебной задачи (определение темы, постановка цели, задач, планирование деятельности).
3) Освоение нового материала.
4) Обобщение нового материала и выводы
5) Рефлексия и оценивание планируемых достижений.

Анализ деятельности по проверки знаний по теме «Двуречье»
Учащимся было предложено по карточкам, в которых были указаны опорные слова по предыдущей теме «Природные условия Месопотамии и их влияние на занятие населения», составить связный рассказ.
Затем работа всем классом по определению общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья.
Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, индивидуальная и групповая работа по выявлению черт сходства и различия, осуществляли сравнение.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока.
Выход на тему урока осуществлялся совместно с детьми. Учащимся продемонстрировано изображение кодекса законов, школьники быстро определили, что речь пойдет о законах Двуречья.
После того, как ученики убедились в правильности своих предположений по поводу формулировки темы урока, было предложено учителем просмотреть название пунктов параграфа № 14 « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы, чтобы определить план урока. Затем записали тему и план в своих тетрадях.
Совместный выход на тему урока, целеполагание и планирование осуществлялись в зоне ближайшего развития школьников. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы. Велась работа по составлению плана совместной работы, обсуждение через логическую цепочку были направлены на развитие у детей регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение работать в группе, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с методическим аппаратом учебника, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).
Этап работы над темой урока (освоение нового материала) также был выстроен в соответствии с намеченным планом. В рамках изучения вопроса « Город Вавилон становится главным в Двуречье» в целях развития таких личностных УУД, как самоопределение и ответственный выбор, было предложено детям варианты организации деятельности: самостоятельная работа над содержанием учебника. Выбрать из текста параграфа 14, пункт 1 стр 69 : Какие товары ввозили в Вавилон, а какие вывозили параграфа (п.1). Развивались навыки смыслового чтения и работы с информацией. Применялись методы восприятия рассказа учителя учащимися на слух.
Для определения положения Вавилона были использованы: карта на слайде, карта, размещенная на форзаце учебника, и карта учебного атласа.
Размышляя над вопросом, — с какой целью авторы-составители учебника выделили некоторые слова курсивом и жирным шрифтом, школьники предположили, что данные термины являются особо значимыми (ключевыми) и их значение следует знать. В форме взаимопроверки ученики проверили друг у друга правильность понимания значения терминов, использованных в учебной статье.
Происходила отработка навыков работы с источником на странице 69 учебника « Сказание о Гильгемеши».и «Миф о потопе». Учащиеся пришли к выводу, что мифы рассказывают о многобожии жителей Вавилона, они верили в богов и их бессмертие. Развивалось умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
При изучению вопроса « Законы Хаммурапи» был использован отрывок видео «Вавилонское царство при Хаммурапи» 2:48—5:46. , выдержки из исторического источника «Законы царя Хаммурапи», как раздаточный материал для учащихся. Учащиеся смогли определить какие сферы человеческой жизни они затрагивали и социальное неравенство этих законов. Высказали свою точку зрения: для чего нужны законы и что они считают «справедливым и несправедливым законом.
Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом учебной статьи, источником, просмотр видеофрагмента, классификация материала, были направлены на развитие помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление,анализ, дополнение, самопроверка, обобщение информации (учебно-познавательные УУД); умение работать в группе (коммуникативные УУД).
На этапе «Обобщение нового материала и выводы» детям учитель предложил ответить на 2 вопроса
1) При царе Хамурапи государство стало сильным или наоборот ослабело?
2) Какие причины способствовали усилению государства?
Учащиеся правильно определили этап расцвета государства и назвали причины.
Индивидуальная рефлексия была организована в форме продолжения данных учителем высказываний:
Я узнал нового на уроке,,,,,,,,,,,,,,,,
Я понял, что законы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Мне особенно было интересно,,,,,,,,
Домашнее задание было обсуждено с детьми.
К следующему уроку они должны уметь: показывать на карте территорию Древнего Вавилона, рассказать о расцвете Вавилона и назвать причины его расцвета, зачем Хаммурапи объявил себя богом на земле, о законах Царя Хаммурапи: о судопроизводстве, семейных , уголовных. По желанию учащихся подготовить проект « Вавилон эпохи Хаммурапи».

Общие выводы:
При проектировании и проведении данного урока опора была на следующие принципы обучения:
— принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
— принцип доступности. Урок построен с учётом возраста пятиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.
— принцип наглядности. На уроке использовала изобразительно-звуковую ( просмотр видеофрагмента), карту, иллюстрации учебника.
— принцип связи обучения с практикой. На уроке дети осознали (пока на уровне общего представления) влияние природных особенностей на развитие цивилизации. Активизация познавательной деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к личному опыту детей, использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.
Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Использовались различные формы поощрения учащихся, поддерживался общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Принцип здоровье сбережения. Были использованы чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности, они помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес.
Дифференциация обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление детям права выбора выполнять задания самостоятельно или в паре, определение каждым учеником в зависимости от его возможностей объема и форм выполнения домашнего задания.
Системно-деятельностный метод . На всех этапах учебного занятия создавались условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.
Частично-поисковый метод . В рамках его реализации, знания ни на одном из этапов, не давались в готовом виде. Детям предлагались проблемные вопросы и задания. Велась работа в зоне ближайшего развития пятиклассников. В случаях, когда дети затруднялись, вопросы корректировались в сторону упрощения, давались «ступеньки», но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.
Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с исторической картой); «историческое движение» (образование и развитие государств); «человек в истории» (характеристика условий жизни людей).
Взаимодействие с учениками строила с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировала заинтересованное отношение к успехам детей.
Время, отведенное на все этапы урока, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения.
Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно. Задания вызывали у них интерес.Дисциплина на уроке была хорошая,
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. В целом урок прошёл динамично и, по мнению детей, интересно.

Рецензент:
учитель истории и обществознания
Климова Анна Петровна
МБОУ СОШ № 26 им В.И. Кугаева