Рецензия на собственный педагогический опыт: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников разных возрастных групп – Педагогический альманах

Рецензия на собственный педагогический опыт: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников разных возрастных групп

  • 30.11.2022
  • Тихонова Светлана Николаевна
  • педагог-психолог МБДОУ детский сад №20 "Аистенок" г.Белгород,Белгородской области

Рецензия
на статью Тихоновой Светланы Николаевны, педагога-психолога МДОУ детского сада №20 «Аистенок» , г.Белгорода,
по теме: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников разных возрастных групп.
Содержание статьи соответствует заявленной теме, которая является достаточно актуальной на современном этапе и определяется современными требованиями к содержанию образования.
Автор раскрывает сущность коммуникативной деятельности, которая занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность, дает характеристику основным мыслительным операциям. Проанализировав научно-методическую литературу, Тихонова С.Н. делает вывод ,что психолого-педагогические приемы развития навыков общения у дошкольников будут эффективны при условиях: обеспечения расширения возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработки навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладения навыками эффективного слушания; активизации процесса самопознания и самоактуализации личности ребенка; расширения общения.
Тихонова С.Н. указывает, что в психолого-педагогической литературе используются, главным образом, термины «коммуникативные умения», «коммуникативные навыки», «коммуникативная компетентность», которые, как правило, специально разводятся только в определённых контекстах, а в основном употребляются как синонимичные. Тихонова С.Н. выявляет 2 группы детей старшего дошкольного возраста (старшую группу и подготовительную к школе группу), нуждающихся в развития коммуникативных навыков. Автор статьи указывает на проведение общепринятых методик: «Неоконченные ситуации» А. М. Щетинина, Л. В. Кирс; «Картинки» Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина; опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А. М. Щетинина. В качестве психолого-педагогических приемов и методов развития коммуникативных навыков дошкольников Тихонова С.Н. предлагает использовать детские хороводные игры, невербальные игры, психогимнастику и игровой психологический тренинг. В ходе проведенного исследования она пришли к выводу, что развитие коммуникативных навыков дошкольников зависит не только от организации предметно-игровой среды, от стимулирования детей к игровой деятельности ,но и от процесса развития речевых коммуникаций и межсубъектного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Рассмотренные Тихоновой С.Н. направления взаимодействия и формирования коммуникативно-речевой работы, методов и приемов способствуют формированию вербального и невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплению навыков межличностного умений.

Рецензент:
преподаватель
Харина Елена Петровна
ОГАПОУ"Белгородский педагогический колледж" г.Белгород