Рецензия на собственную методическую разработку: Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Мир ,в котором мы живём…» срок реализации 4 года — Педагогический альманах

Рецензия на собственную методическую разработку: Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Мир ,в котором мы живём…» срок реализации 4 года

  • 22.11.2021
  • Коряковцева Ирина Владимировна
  • педагог дополнительного образования МБУ ОДО Центр детского творчества Ломоносовский район , Ленинградская область

В.А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества». Один из таких блестящих подходов реализации слов великого педагога представлен в Дополнительной общеразвивающей Программе «Мир, в котором мы живём …» (с 7до12 лет , 4 года обучения)», целью которой является разработка содержательно-дидактических условий обучения для обучающихся основам декоративно-прикладного творчества в условиях дополнительного образования МБУ ОДО ЦДТ. Работа автора выполнена в текстовом формате в объеме 33-х страниц и включает следующие базовые разделы: пояснительная записка, тематическое планирование, учебно-тематический план, содержание курса, ожидаемые результаты освоения программы, методическая литература для педагога, список литературы для воспитанников, комплект приложений.
Достоинствами данной работы являются следующие моменты:
1) Определена методологическая база работы:
— Контингент обучающихся: дети 7-12 лет.
— Предмет: Дополнительное образование.
— Вид работы: Дополнительная общеразвивающая Программа «Мир, в котором мы живём …» (с 7до12 лет , 4 года обучения).
— Нормативно-правовая база: ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам” и т.д.
— Актуальность разработки: » — именно через искусство происходит передача духовно-нравственного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между
поколениями» и т.д.
— Цель: «создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для
формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, высокой
коммуникативной культуры, через знакомство с основами декоративно-прикладного
искусства».
— Учебные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные.
— Планируемые результаты на выходе: знания, умения, навыки с их подробной характеристикой.
— Материально-техническая база: кисти синтетические № 1-7 (круглые, плоские), ножницы
среднего размера, маникюрные, ножницы «зигзаг», ножовка, инструменты для работы с
гипсом: нож, венчик для смешивания, емкость для воды и т.д.
2) Разработан комплекс педагогических характеристик, обуславливающих индивидуальный
стиль работы:
— Специфика программы: «Деятельность воспитанников спланирована таким образом, что
работы всегда имеют высокую степень завершенности, т.к. объекты труда разработаны
дифференцированно. Это доставляет им огромное удовольствие, позволяет поверить в свои
силы, развивает творческую инициативу, фантазию, создаются все условия для творческой
работы с детьми. Знакомство с народным творчеством, изготовление поделок, сувениров из
пластилина, соленого теста, гипса, глины, роспись по дереву, разработки по оформлению
интерьеров, художественное конструирование, турбо-флор-дизайн, работа с природным
материалом открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе
многовековые представления о красоте и гармонии, кроме того, занятия в объединении
развивают трудолюбие и самостоятельность» и т.д.
— Педагогическая целесообразность программы: обусловлена ее целью и задачами, а также
организацией деятельности творческой мастерской на основе сочетания принципов
природосообразности, вариативности обучения, оптимального сочетания способов
индивидуальной и коллективной работы детей, создания ситуации успеха каждому ребенку» и
т.д.
— Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные.
— Виды организации деятельности: групповая и индивидуальная.
— Методы обучения: Проверка правильности выполнения того или иного задания по трем уровням сложности — репродуктивный; частично-поисковый; творческий;
выполнение самостоятельной творческой работы» и т.д. и ряд др. характеристик.
3) Планируемое количество учебных часов (1 год обучения – 68 часов, 2 год обучения — 136
часов, 3 год обучения — 136 часов,4 год обучения — 136 часов) тематического планирования
вполне достаточно для усвоения курса.
4) Учебно-тематический план соотнесен к каждому году обучения (4-е года обучения) и
включает подробное поурочное распределение тем и разделов курса. Предусмотрена
теоретическая и практическая часть, что полностью соотносится с принципом единства
теоретического и практического обучения.
5) Удачей автора является содержательная часть работы, включающая целый спектр
разнообразных тематических направлений по каждому году обучения:
— 1 год — «Вводное занятие, беседа «Правила поведения в творческой мастерской»,
Организационное занятие. Техника безопасности. Технология работы с изо материалами.
Обработка заготовок» и т.д.
— 2 год — ««Соленое тесто» — продолжение знакомства с материалом для лепки. «Рельефные
картины» — техника работы из соленого теста, «Подводный мир» — изготовление основы для
создания рельефа, использовать оргалит, ткань, рейки для рамки, клей ПВА, лепка отдельных
элементов: рыбки, водоросли, морские звезды, камни» и т.д.
— 3 год — «Технология работы с изо материалами, обработка деревянных заготовок —
практическая работа, «Где работают художники» — чтение книги, беседа, показ иллюстраций:
«народные промыслы России». «В гостях у мастера» — экскурсия в творческий кабинет,
знакомство с материалами для творчества» и т.д.
— 4 год — «Рассказ о материалах – гипс. Технология, своеобразие, «медальон», Роспись
медальона – темпера, цветочный узор» и т.д.
6) Разработано методическое обеспечение программы, включающее перечень учебных блоков по каждому году обучения (4-е года обучения) и сопоставленных им теории и практики, форм, приемов и методов проведения занятий и основные направления подведения итогов.
7) Представлены:
— обширный перечень библиографических материалов: литература для педагога и учеников:
— комплект специально разработанных приложений, дополняющих информационную базу
работы: Приложение 1. КАРТОЧКА УЧЕТА ТВОРЧЕСКОГО РОСТА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКА В ОБЪЕДИНЕНИИ и т.д.
Все это свидетельствует о высоком уровне профессиональной компетенции автора в
избранном поле деятельности и его хорошей педагогической и методической культуре.
Особо важным моментом разработки является ее своевременный характер: одним из
приоритетных направлений государственной политики РФ в области образовательных услуг
служит воспитание гармонически развитой личности, базовым компонентом которой является художественно-прикладной аспект, что ставит задачу разработки специальных методических материалов с целью реализации данного направления, одним из великолепных примеров которых, является работа автора. Работа позволяет решить колоссальное количество педагогических задач: приобщение детей к народному творчеству, воспитание чувства прекрасного, расширение представления о природных материалах, развитие творческого потенциала и т.д. и, конечно, формирование основ профессионального самоопределения.
Может быть, в далеком будущем, кто-нибудь из этих воспитанников станет великим мастером
прикладного искусства и будет с благодарностью вспоминать уроки автора!
Представленная разработка имеет огромную практическую значимость и рекомендуется к
изучению педагогами дополнительного образования как замечательный пример развития
основ художественно-прикладного творчества у современных школьников

Рецензент:
педагог
Ильина Марина Николаевна
Детский Центр "Ученье Свет", г.Санкт-Петербург