Рецензия на факультатив: «Комплексный анализ текста» — Педагогический альманах

Рецензия на факультатив: «Комплексный анализ текста»

  • 04.11.2021
  • Свищёва Антонина Викторовна
  • учитель русского языка и литературы Больше-Ломовисский филиал МБОУ "Пичаевская СОШ" с. Большой Ломовис

Рецензия
на программу факультативного курса
по русскому языку для учащихся 8 класса
«Комплексный анализ текста»
учителя русского языка и литературы
Свищёвой Антонины Викторовны

Новая форма аттестации выпускников – ОГЭ – позволяет объективно оценить подготовку школьников по русскому языку. Однако анализ результатов экзамена говорит о невысокой общей лингвистической подготовке по русскому языку и низкой практической грамотности. Данная программа предназначена для целенаправленной подготовки учащихся 8 класса к сдаче в дальнейшем экзамена по русскому языку в форме ОГЭ. Таким образом, с ее помощью возможно решение выше указанной проблемы в школьном обучении.
Содержание программы соотносится с целями образования на современном этапе, а именно: развитие у школьников самостоятельности и способности к самореализации. По завершении курса учащиеся будут способны выполнить задания итоговой аттестации в предложенный промежуток времени.
Выпускник основной школы должен:
1. Иметь представление:
— о содержании и типах заданий ОГЭ по русскому языку;
2. Знать:
— основные признаки разговорной и книжной речи;
— особенности основных жанров различных стилей речи;
— признаки текста и его типов речи;
— основные единицы языка, их признаки;
— основные нормы русского литературного языка.
3. Уметь:
— различать разговорную и книжную речь;
— производить стилистический, типологический и лингвистический анализ текста;
— опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
4. Иметь опыт:
— создания текстов разных стилей и жанров;
— осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
— владения различными видами монолога;
— свободного, правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдения норм построения текста;

— соблюдения в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
— нахождения грамматических и речевых ошибок, недочетов; совершенствования и редактирования собственных текстов.
В программе определена последовательность изучения учебного материала, которая соответствует целям обучения. Содержание факультативного курса определяет основные разделы:
1) Что такое ОГЭ по русскому языку?
2) Понятие о тексте. Признаки текста.
3) Умение создавать текст.
4) Абзац. Композиционно-содержательный анализ текста.
5) Виды и средства связи предложений в тексте.
6) Языковые приемы сжатия исходного текста. Алгоритм написания сжатого изложения.
Содержание обучения строится на основе обобщенных понятий, которые вводятся сразу в начале каждого раздела. В дальнейшем они конкретизируются и дополняются более частными. Это формирует у школьников научный подход к анализу языковых явлений, обеспечивает глубокое усвоение материала. После углубленного изучения раздела науки о языке следует закрепление. Цель изучения любого раздела, которую ставит перед собой автор программы, практическая. Например, без опоры на морфологию невозможно формирование орфографических, пунктуационных и стилистических умений и навыков.
Содержание представлено в форме структуры, отражающей целостности системы учебного материала в курсе.
В программе определены соответствующие целям обучения следующие виды учебной деятельности:
— стилистический, типологический и лингвистический анализ текста;
— создание текстов разных стилей и жанров;
— соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации.
Автор программы определяет время, требуемое на изучение отдельных разделов, тем и всей программы в целом: в 8 классе – 17 часов (первое полугодие). Учебное время рассчитано по трем составляющим: актуализация имеющихся знаний, изучение новых знаний, закрепление и контроль.
Система оценивания достижений учащихся, предлагаемая в программе, соответствует целям образования и включает в себя следующие моменты:
— текущий контроль (беседы по изучению проблем, рецензирование сообщений и т.д.);
— тематический контроль;
— обобщающий (итоговый) контроль в форме тестирования в формате ОГЭ, написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Программа включает в себя:
1) памятки (характеристика стилей и типов речи; анализ исходного текста и построения собственного сочинения; написания рецензии);
2) тестовые задания;
Программа факультативного курса «Комплексный анализ текста» должна позволить ученикам повысить уровень лингвистической культуры, систематизировать знания в области русского языка, успешно выполнить экзаменационную работу в форме ОГЭ.
Программа соответствует всем требованиям, может быть рекомендована к реализации и присвоению статуса «авторская» (адаптационная).

Рецензент:
учитель русского языка и литературы
Киселёва Елена Николаевна
Больше-Ломовисский филиал МБОУ "Пичаевская СОШ"