Рецензия на собственную методическую разработку: Методическая разработка по литературе Интеллектуальная викторина “Своя игра” — Педагогический альманах

Рецензия на собственную методическую разработку: Методическая разработка по литературе Интеллектуальная викторина “Своя игра”

  • 28.03.2021
  • Трубина Полина Юрьевна
  • учитель русского языка и литературы МБОУ "Пежемская СШ № 14" с. Пежма

Одна из главных целей образования – развитие интеллекта. Только если ребёнок раннего возраста разучивает с мамой или воспитателем развивающие стихи или отгадывает загадки, то для школьника этого уже недостаточно. Ему нужны более серьёзные методы, чтобы развивать свои умственные способности. Изучая общеобразовательные дисциплины, обучающиеся получают довольно много информации. Для развития интеллекта обучающихся, их просто необходимо увлечь. А увлекают ребят, чаще всего, внеклассные развлечения.
Педагоги постоянно находятся в поиске каких-либо интересных мероприятий, которые несли бы еще и полезную функцию. Один из таких видов полезных развлечений – интеллектуальные игры, викторины и др. При хорошей организации, каждому учащемуся, будет очень интересно и полезно в них поучаствовать. Ведь, умственные способности развивается благодаря не только учебе, но и интеллектуальным соревнованиям. Внеклассные викторины, игры развивают логическое мышление, мыслительные способности, эрудированность. Учащиеся, которые постоянно принимают участие в подобных мероприятиях, в будущем имеют весьма высокий уровень IQ.
Как же организуют интеллектуальные игры для обучающихся? Чаще всего вопросы для викторины подбираются исходя из рабочей программы, ну или чуть шире. Можно организовать как узкоспециализированную викторину, так и разной тематической направленности, охватив разные сферы – и точные науки, и гуманитарные, и искусство.
Подобные игры и викторины можно устраивать по аналогу популярных телевизионных шоу: индивидуальная игра «Самый умный» или командная «Что? Где? Когда?» Какая бы ни была выбрана модель проведения игры – на личное первенство или на командное – и то, и другое несет одну цель – развитие интеллекта, которое, несомненно, надо развивать почти с рождения.
Интеллектуальные игры, викторины и другие формы — хорошо влияют на развитие памяти, мышления и воображения детей. Любая викторина или игра заставляет участников глубоко вникать в предмет, будь то мир мобильных технологий или загадки истории. А система поощрения очками и призами за правильно выполненные задания пробуждает в человеке азарт, который заставит его приложить усилий ещё больше. Если же не повезёт, – многократно повторять попытки.
Эта методика вполне применима в школе.
Интеллектуальная игра позволяет сформировать положительную мотивацию к предмету, при этом у учащихся возникает потребность в новых знаниях. В данном случае интеллектуальная викторина по литературе «Своя игра» подготовлена на высоком организационном уровне. Интересные конкурсные задания, они разноплановы, что позволяет проявить себя детям с разным уровнем знаний и умений. Викторина организована в форме игры: командного соревнования. Такая форма проведения занятия, с одной стороны, развивает умение работать коллективно, сотрудничать, учит взаимопомощи; с другой стороны, предусмотрены задания, стимулирующие проявление лидерских качеств, чувства здорового соперничества. Особое внимание заслуживает момент, что учителем ведется работа по развитию творческих способностей детей и обучению публично выступать, по формированию уверенности в себе, умению работать в режиме ограниченного времени, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за весь коллектив. Задания игры подобраны так, что предусмотрено совершение детьми основных мыслительных операций (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль, самооценка). С целью формирования навыков выразительного чтения на мероприятие было прочитано наизусть много произведений. Прослеживается связь с уже изученным материалом на уроках литературы.
В викторине широко используется возможности компьютерной и мультимедийной техники, мероприятие сопровождается презентацией.
На всех этапах игры создается ситуации успеха с целью формирования у учащихся ответственности за свою деятельность. По коммуникативному развитию учащихся использовались приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его, проявляя такие качества, как умение владеть собой перед большим количеством гостей, ответственность, целеустремлённость, творческие способности и т.д. Прилагались усилия, чтобы учащиеся в течение всего мероприятия общались друг с другом, прививалась культура поведения в разговоре и учащиеся постоянно стимулировались к активному выражению собственного мнения. В ходе викторины реализуется право учащихся на ошибку и, что особенно важно, право на творчество.
Интеллектуальная викторина «Своя игра» помогает развивать творческий потенциал обучающихся, стимулирует познавательную деятельность учеников, решает задачу всестороннего и гармоничного развития личности, выполняет главные задачи внеклассных мероприятий: образовательную и воспитательную.
Данный формат мероприятия способен вызвать высокую степень заинтересованности ребят даже в самых, на взгляд взрослого, скучных фактах, правильно подобранных и поданных в увлекательной форме.

Рецензент:
учитель немецкого языка
Резанова Наталья Сергеевна
МБОУ "Пежемская СШ№14", с. Пежма